Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Легковые прицепы — вещь, без которой невозможно обойтись

Уже давно легковой прицеп на автомобиль стал неотъемлемой его частью. Этот незаменимый и универсальный помощник способен выполнять перевозку различных грузов, в том числе и довольно специфических: яхты, автомобили, животные.

Поэтому и существует великое множество его модификаций: прицепы одноосные и двухосные, для перевозки снегоходов и сыпучих грузов, скутеров и лошадей. Перечислить всё невозможно, да и надобности такой нет, так как рассматривать мы будет чисто технические вопросы устройства различных легковых прицепов.

Все они делятся на две категории:

• легковые прицепы общего назначения;
• специализированные прицепы.

К первой категории относятся те, что имеют грузовую платформу. Ко второй — специально изготавливающиеся прицепы на заказ, или узкоспециализированные. Они предназначены для перевозки определённых грузов: прицепы — тралы, трейлеры, изотермические, лодочные. Такие прицепы снабжаются некоторым дополнительным оборудованием: крюки, ролики, лебёдки, колесные упоры и другое нестандартное снаряжение.

Все без исключения прицепы делятся на следующие основные узлы:

1) Рама.
2) Прицепное устройство.
3) Подвеска.
4) Колёса с тормозами.
5) Кузов.

Рама

Несмотря на узкую специализацию некоторых прицепов, все они имеют общую стандартную конструкцию, несущая основа которой — рама. Она может быть сварной или соединённой болтами, изготовленной из стали или алюминиевых сплавов. Но основное требование, которое к ней предъявляется, — это прочность. Именно к раме крепятся такие узлы как кузов, прицепное устройство, подвеска. Поэтому от качества изготовления этой детали зависит многое.

Прицепное устройство

Прицепное устройство, или, попросту говоря, «дышло», бывает двух видов — стандартное и выдвижное. И то и другое имеет диаметр соединительного шара 50 мм. Комплектуется оно штепсельной розеткой, предназначенной для подключения электрооборудования прицепа к бортовой сети автомобиля. Выдвижное дышло, в сочетании со съёмными передними и задними бортами, позволяет перевозить удлинённые грузы.

Выпускаются и довольно оригинальные прицепные устройства. Они двигаются в вертикальной плоскости, гася толчки и удары, которые приходятся на места соединения дышла с рамой. Это уберегает легковой прицеп от боковой раскачки, а основные узлы от перегрузок и разрушений.

Подвеска

На прицеп может устанавливаться один из двух видов подвесок:

1. Рессорная подвеска.
2. Независимая подвеска.

1. Рессорная подвеска

Состоит она из двух продольных рессор, собранных из нескольких листов. Такая подвеска имеет длинный ход, проста по конструкции и стоит дешевле своих аналогов. Но использовать её лучше на шоссе, для езды по просёлочным дорогам она мало приспособлена. Удары ходовой части гасятся гидравлическими амортизаторами. Недостатком рессорной подвески являются зависимые колёса и сложности в техническом обслуживании и ремонте.

2. Независимая подвеска

В свою очередь, независимая подвеска делится на следующие категории:

• торсионная;
• пружинная;
• смешанного типа.

Торсионная подвеска одна из самых простых по своей конструкции. К тому же она довольно прочная. Поэтому её применяют в легковых прицепах полной массой от 700 кг. Амортизационным элементом в ней выступают резиновые жгуты. Они долговечны и не нуждаются в каком-либо ремонте или техобслуживании. Подвеска имеет большую энергоемкость, которая исключает применение амортизаторов.

Прицепы на торсионной подвеске устойчивы, благодаря низко расположенному центру тяжести. Способствует этому сама конструкция. Она спроектирована таким образом, что расстояние между осью и рамой прицепа сведено к минимуму. Поэтому использовать его можно в самых неблагоприятных дорожных условиях. Единственным недостатком, пожалуй, является короткий ход, затрудняющий движение по просёлочным дорогам.

Пружинная подвеска, в отличие от предыдущей конструкции, имеет большой запас хода. Даже на пределе нагрузки она способна выполнять свои функции. Её особенность — простота, практичность и надёжность. Это, наверно, самая распространённая конструкция, к тому же имеющая обширную область применения. Её слабое место — повышенные затраты на ремонт и техобслуживание.

Смешанная подвеска включает в себя рессоры и пружины как дополнительный элемент. Они придают жёсткость конструкции, что немаловажно при перевозке тяжёлых или негабаритных грузов. Пружины съёмные и монтируются по необходимости, что очень удобно. Крепятся они на основании рессоры между осью и рамой. Внутри них возможна установка амортизаторов, что придаёт дополнительную устойчивость легковому прицепу.

Колёса и тормоза

На нынешних автомобилях самый «ходовой» размер колёс — тринадцать дюймов. Соответственно и прицеп лучше покупать с такими дисками. Ступицы обычно выпускаются универсальные — на четыре и пять шпилек. Колёса могут располагаться под днищем прицепа или по его сторонам (так называемые «выносные» колёса). Именно последний вариант является самым покупаемым из-за удобства в хранении и эксплуатации.

Прочитав правила дорожного движения 2015, выясняем, что на прицепах с полной массой до 750 кг установка тормозной системы необязательна. Все транспортные средства с большей грузоподъёмностью должны быть ею оборудованы. Самым практичным и наверно единственным способом остановить прицеп является тормоз наката.

Срабатывает он за счёт инерции при замедлении движения автомобиля и изготавливается в двух вариантах — механический и гидравлический. Привод механической тормозной системы выполнен на тросах. С одной стороны это просто, практично и удобно, с другой — ненадёжно и небезопасно.

Гидравлическая же система встречается крайне редко. Но она более надёжная, и качество торможения у неё намного лучше. Подтвердить это может любой водитель, когда-либо имеющий дело с такой тормозной системой. Устанавливают её обычно на двухосных прицепах. Контуры здесь раздельные на каждую ось. Механизм тормозов барабанный или ленточный, но существенной роли это не играет.

Кузов

На легковые прицепы монтируются кузова из крашеного или оцинкованного металла. В некоторых случаях он может подвергаться антикоррозионной обработке, что увеличивает его долговечность и, соответственно, цену. Специальная обработка «горячим» способом качественнее напыления. Самыми добротными являются кузова, изготовленные из алюминиевых сплавов. Они уменьшают вес прицепа, и продлевают его век. Весь вопрос в цене.

Почти на всех прицепах борта откидные, что облегчает погрузочные и разгрузочные работы. При перевозке же негабаритных грузов это вообще беспроигрышный вариант. Борта обычно имеют удлинители, которые можно использовать при не тяжелом, но объёмном грузе.

Грузовые прицепы общего назначения снабжены тентами или пластиковыми крышами, которые призваны защищать груз от капризов природы и повреждений. Объём кузова зависит от расположения колёс: под днищем или по сторонам прицепа. С колёсами «внутри» он более вместительный.

Если вы приобрели автомобиль — купите к нему и легковой прицеп. Потраченные на его покупку деньги, он окупит сторицей.