Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Посадка за рулем. Удобство = безопасности

Весьма интересная тема, такая как правильная посадка за рулем, уже довольно часто мелькала в автомобильных изданиях. Причем советы зачастую несколько отличались один от другого, хотя картина в целом была достаточно похожа. Видимо, время идет, появляются новые веяния.

Да и как иначе? Автомобили 60-70-х годов зачастую вообще не имели ни регулировок кресел, ни рулевого колеса. Самое интересное, что устроиться удобно можно было и там, но только человеку, имеющему средний рост и стандартную фигуру. Время идет, все меняется. Сначала появились регулировки сидений, потом – руля, настроек становилось все больше и больше. Появилась возможность опустить/поднять подушку сиденья, изменить профиль спинки. В общем, теперь устроиться за рулем современной машины сможет и Шрек, и крошка Цахес. Разумеется, не все бюджетные средства передвижения могут похвастаться широчайшим диапазоном настроек, но если в автомобиле кроме всего прочего присутствует и регулировка руля по вылету, занять удобное положение на месте водителя сможет практически любой человек, даже имеющий нестандартную фигуру или габариты.

Теперь возникает вопрос – а каким образом этими регулировками воспользоваться, чтобы не затекала спина после продолжительного вояжа, руки-ноги не уставали, голова оставалась ясной? В принципе, каждый решает этот вопрос по-своему. Раньше, например, я мог подстраивать под себя машину в течение дня, двигая вперед-назад сиденье на сантиметр, изменяя наклон спинки, наклон руля, пока не находил для себя(субъективно) удобное положение. Субъективные ощущения – вещь, безусловно, хорошая, но зачастую не отражающая реальность. Наверняка многие видели водителей, придвинувшихся вплотную к рулевому колесу или, наоборот, занявших положение лежа в своих спорткупе, еле касаясь кончиками пальцев рулевого колеса. Пока дело происходит в пробке, движущейся со скоростью пешехода, все не так и плохо. Но если нужда заставит совершить резкий маневр, то и вальяжно развалившийся водитель, и напряженный дачник, упирающийся одним локтем в водительскую дверь, а другим – в пассажира, скорее всего, не смогут вовремя среагировать на изменившуюся дорожную ситуацию.

Наверное, я бы не затронул вообще подобную тему, но зачастую, проверяя автомобиль на полигоне или гоночной трассе, приходится очень быстро занимать оптимальное положение, чтобы ничего не мешалось, все было под рукой, не надо было тянуться к педалям или рукоятке МКПП. Скорости на подобных мероприятиях другие, реакции должны быть значительно быстрее, соответственно, то, что сидишь неправильно, ощущаешь сразу, даже не успев вылететь с трассы. Впрочем, рекомендации перед заездами даются и по поводу посадки. Делают это люди, которым можно доверять, как правило, действующие гонщики, успевшие заслужить не один почетный титул. Очень удачно, как мне кажется, суммировал свои пожелания в понятной для всех форме главный инструктор Mazda Sport Academy Борис Шульмейстер. Заезды проходили на автодроме «Мячково», делились на несколько этапов. Для каждого заезда предлагались разные машины, соответственно, подгонку автомобиля под себя нужно было осуществить за считанные секунды.

Рекомендации достаточно простые, но весьма действенные, что сразу и почувствовалось в процессе вождения. Сначала надо отодвинуть сиденье от руля на такое расстояние, чтобы запястья обеих вытянутых рук лежали сверху на ободе рулевого колеса. Спинка водительского сиденья фиксируется так, чтобы было удобно сидеть, но голова должна быть ориентирована вертикально, так лучше работает вестибулярный аппарат. Шея не должна быть в напряженном положении. Ногам тоже нужно уделить внимание. До конца разгибаться при выжиме педалей они не должны. Ноги должны быть почти разогнуты, но именно почти. Правую ногу лучше поставить пяткой на пол и просто поворачивать ступню, когда нужно нажать на газ или тормоз, таким образом сэкономите драгоценные секунды. Ну и нельзя не вспомнить о коробке передач. Если она механическая – контактировать с ручкой переключения придется очень часто, соответственно, сие надо учитывать. До самой дальней передачи – 3-й или 5-й – водитель не должен тянуться, отрываясь от спинки кресла. Так что нужно помнить, что для вас существует несколько критических расстояний – от сиденья до педалей, от сиденья до ручки управления трансмиссией и от сиденья до руля.

Эти расстояния определяются прежде всего вашим телосложением. Выполнив подобные рекомендации, вы будете меньше уставать за рулем и сможете моментально среагировать, качнув рулем в ту или иную сторону, нажать на газ или на тормоз, моментально включить пониженную передачу. Остальные настройки – как говорится, по вкусу, благо, на современных автомобилях их бывает много, даже чересчур. Ну и напоследок несколько банальных истин. Руль лучше держать обеими руками, в положении «без пятнадцати три», если сравнить рулевое колесо с часами. В холодное время года (а оно сейчас как раз такое) г-н Шульмейстер настоятельно советовал снять в машине верхнюю одежду, чтобы она не сковывала движений, а степени свободы могут понадобиться, особенно на скользкой зимней дороге. Остальное зависит от водительского мастерства и удачи.