Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Покупка японского автомобиля: правда о пробеге

Японцы очень практично относятся к автомобилям. Они используют их в основном по прямому назначению – поездки на работу, в магазин и за детьми в школу. В дальние путешествия они отправляются на поездах. В среднестатистической японской семье обычно по два автомобиля: один для мужа, второй для жены. Неудивительно, что за год пробег автомобиля в этой стране насчитывает всего около 15 тыс. км.

В России водители могут предпочесть машину для поездки на расстояние 500 км, а в Японии для этой цели обязательно воспользуются железной дорогой. Что неудивительно, если сравнить скорость и комфортабельность их поездов, а также сравнить стоимость топлива. Наши соотечественники при выборе автомобиля опираются на его универсальность: чтобы и в городе себя показал, и за городом не подкачал. В Японии в лидеры продаж давно и прочно записались малолитражные компактные модели или городские модели (такие, как Honda Fit, Toyota Vitz, Toyota Corolla и т. д.) – так решаются проблемы с парковками, расходом топлива и маневрированием в потоке.

Протяженность дорог в Японии достигает более 1,2 млн км, и с каждым годом этот показатель растет – строятся новые тоннели, мосты и автобаны. Для сравнения, в России почти в два раза меньше дорог. Хотя многие из них язык не поворачивается назвать полноценными трассами для передвижения автомобилей. Но даже имея такое количество дорог, японцы предпочитают за пределы города отправляться на общественном транспорте. Причем умеющие считать свои деньги путешественники ездят группами, чтобы распределить траты на всех.

Большинство автомобилей японского производства для внутреннего рынка (с правым рулем) попадают к нам через аукцион. В год насчитывается более миллиона машин, нашедших своего нового хозяина в России. Если среди выставленных на продажу экземпляров и найдется автомобиль с многотысячным пробегом, то можно предположить, что его использовали в коммерческих целях – такси, перевозка грузов и т. д. Они оцениваются ниже и стоят, соответственно, дешевле. По официальным данным, в стране менее 20% таких машин. Эти четырехколесные работяги могут попасть в руки скупщикам автомобилей. Их мастерские и стоянки находятся на побережье, откуда восстановленные машины со скрученным пробегом отправляют по морю на экспорт за приличные деньги. Да и работают там в основном русские и пакистанцы. А остальные машины отправляются под пресс на свалку.

Многие задумываются – зачем японцы продают свои автомобили, не отъездив на них даже 8-10 лет? Чаще всего причиной продажи становится закончившийся срок действия технического осмотра (сякэна). Техосмотр в этой стране проводится раз в два года (для новых машин – раз в три года). Стоимость этой процедуры для легкового автомобиля составляет около $800, причем правила прохождения техосмотра очень жесткие.

В случае, если машина не соответствует принятым нормам, над ней нужно будет работать в автосервисе. А в Японии такие услуги довольно дорогие (они предпочитают заменять деталь полностью, чем вытягивать и шпаклевать ее), поэтому стоимость техосмотра может выйти японцу в $2000 и выше. Первые два-три техосмотра машина еще может пройти без особых затрат для владельца, но, приближаясь к возрасту 5-7 лет, большинство автомобилей отправляются к скупщикам или в утиль. Кстати, стоимость машины уменьшается, если срок действия сякэна закончился. В таком случае машина не имеет права ездить по дорогам Японии. Скорее, стоит насторожиться, если до окончания срока действия техосмотра остается более года. Возможно, автомобиль битый, и владелец хочет от него избавиться.

Прочитать дату прохождения следующего технического осмотра можно по наклейке на лобовом стекле: с обратной стороны (ее видит водитель и пассажиры из салона) написаны три числа, соответствующие числу, порядковому номеру месяца и году. А снаружи по цвету наклейки можно определить лишь год: 2008 – красный, 2009 – зеленый, 2010 – желтый, 2011 – синий, 2012 – снова красный и т. д. В центре цветной наклейки указан месяц, в котором машину ждет следующий техосмотр: январь – 1, февраль – 2 и т. д.

По правилам японских аукционов, скрутка пробега запрещена. Можно лишь заменить одометр, но в таком случае это обязательно должно быть отмечено в информации об автомобиле. Далее инспектор ставит отметку об этом в листе лота. Впрочем, он наделен правом ставить такую отметку, даже если не уверен в достоверности пробега по другим соображениям. Некоторые продавцы праворульных машин не тратят время на фальсификацию данных о пройденных километрах, они продают машины как есть, а скручивается пробег уже в России, стоит эта процедура копейки. Помимо данных о пробеге, подделываются и аукционные листы – восстанавливается битый автомобиль, под который подбирается наиболее похожий лист. Некоторые данные заменяются, и перед глазами покупателя появляется «чистый» автомобиль, получивший хорошие оценки.

Определить точный пробег машины, приехавшей из Японии, практически нереально. Разные бывают ситуации. Может, на какой-нибудь Honda Civic ездил на работу в соседний город клерк из банка, а возможно, что Toyota Corolla использовалась только по выходным дням престарелой японкой для поездок в ближайший магазин и обратно. И пробег у них будет, соответственно, разный: первая может «накатать» и 150 тыс. км, а вторая не наберет и 20 тыс. км. При покупке праворульной машины из Японии нужно учесть несколько вещей: электронный одометр не дает гарантии от скручивания, его показатели можно «скрутить». Присмотритесь к цифрам на механическом одометре – если они стоят неровно, то почти наверняка в эту систему влезали чужие руки.

В Японии наклеивают бумажки о прохождении техобслуживания – замена масла, ремня ГРМ и прочих расходников. Проверьте состояние этих наклеек, их можно найти в моторном отсеке, на приборной панели справа внизу (в ногах водителя) и на обратной стороне лючка бензобака. Поводом для подозрений может стать их потертость или полное отсутствие. О пробеге автомобиля могут рассказать накладки на педали тормоза и сцепления, их наполированный блеск говорит о многократном использовании. Проведите руками по рулю – его поверхность должна быть шероховатой, это указывает на то, что он не затирался годами.